Кураторский час «220 лет со дня рождения П.К. Клодта- русского скульптора»

В группе ПС11 прошел кураторский час на тему: 220 лет со дня рождения П.К. Клодта- русского скульптора.
5 июня отмечается 220 лет со дня рождения Петра Карловича Клодта, автора знаменитых скульптур на Аничковом мосту, колесницы Славы, украшающей Нарвские триумфальные ворота, памятника Николаю I на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга и других монументальных произведений искусства.
Родившийся в Петербурге, в семье, славившейся воинской доблестью (генерал Карл Фёдорович Клодт за бесстрашие и верность был увековечен на портрете в Военной галерее Зимнего дворца), Пётр Клодт провел свое детство в Омске, где служил его отец. С ранних лет мальчик увлекался рисованием, лепкой и резьбой по дереву, особенно удавались ему фигуры лошадей. Однако семейные традиции требовали, чтобы Пётр стал военным. Об этом же мечтал его отец, получивший в 1817 году высокий воинский чин – Указ о присвоении барону Карлу Клодту фон Юргенсбургу звания генерал–майора, подписанный лично императором Александром I, хранится в фонде Президентской библиотеки.
Пётр Карлович Клодт родился 4 апреля [6 мая] 1805 года в Санкт-Петербурге. Он принадлежал к древнему баронскому роду Клодт фон Юргенсбург, славу которому составили потомственные военные, среди которых были настоящие таланты воинской науки. Дед скульптора был участником Северной войны. Особо отмечен отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург, участвовавший в русско-турецких войнах и Отечественной войне 1812 года. В 1817 году он был назначен начальником штаба отдельного Сибирского корпуса, поэтому семья переехала жить в Омск.
В юности будущего скульптора не было ничего замечательного: «он рос как большинство того патриархального поколения, окружённый заботами родных, в тесном кругу семьи, любимый всеми за мягкий ровный характер. В молодости он любил вырезать из бумаги лошадок, но в семье никто не угадал его таланта, никто не предугадал в нём будущего скульптора и будущей знаменитости».
«Часто с занятий мальчик убегал в степи, и однажды его не было четыре дня. Его нашли на левом берегу реки, где он в одном из казахских селений рассматривал лошадей.» -искусствовед Занфира Девятьярова
Первые этюды были написаны Клодтом в Омске, он показывал не только «парадную», но и повседневную жизнь лошадей.
После окончания училища он получил чин подпоручика и был распределён в учебную артиллерийскую бригаду, где и подал в отставку, в 1828 году, будучи ещё юнкером в училище, Клодт вырезал для сына писателя Н. И. Греча деревянную лошадку. В доме Греча проходили «четверги», которые посещали известные русские художники, артисты и литераторы, бывал А. С. Пушкин. На одном из таких литературных собраний участники случайно обратили внимание на детскую лошадку и пришли в такое восхищение, что разыграли её между собой, а на вырученные деньги купили Петру Клодту набор инструментов для резьбы. Впоследствии с помощью именно этих инструментов Клодт, будучи ещё на военной службе, в минуты досуга вырезал ещё две фигурки лошадей, которые преподнёс в дар великим князьям Михаилу Николаевичу и Романову Николаю Николаевичу.
В 1827 году Клодт начал работу над скульптурным оформлением Нарвских ворот совместно со скульпторами Степаном Пименовым и Василием Демут-Малиновским. В 1833 году Клодт выполнил модель шестёрки коней, несущую колесницу богини Славы. Скульптура, выполненная по его модели, установлена на аттике арки Нарвских ворот. Сама работа признана современниками одной из вершин изобразительного искусства. В короткое время приобрела европейскую известность и покровительство Николая I
Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры Аничкова моста. Скульптор потратил на эту работу около двадцати лет своей жизни и она стала одной из самых известных работ художника. После того, как Пётр Клодт признан современниками искусным мастером своего дела, выполнял другие скульптурные работы. Однако, по мнению искусствоведов, лучшей его работой остались кони на Аничковом мосту. Кроме творческого наследства, которое мастер оставил потомкам, многое сделал и для развития скульптурного дела в России.
Барона Петра Клодта, скульптора и литейного мастера, крупнейшего представителя монументальной анималистической скульптуры в России XIX столетия не стало 20 ноября 1867 года.
Его прощальной работой была вырезанная из игральной карты лошадка для любимой внучки.
Кураторский час провела и подготовила статью: Пожарская А.Е.

 

#Ивановская_область #Группа_ПС11 #Шуйский_многопрофильный_колледж